Антисемитизм проявляется разнообразно - он в насмешливом, брезгливом
доброжелательстве и в истребительных погромах.
Разнообразны виды антисемитизма - идейный, внутренний, скрытый,
исторический, бытовой, физиологический; разнообразны формы его -
индивидуальный, общественный, государственный.
Антисемитизм встретишь и на базаре, и на заседании Президиума Академии
наук, в душе глубокого старика и в детских играх во дворе. Антисемитизм
без ущерба для себя перекочевал из поры лучины, парусных кораблей и ручных
прялок в эпоху реактивных двигателей, атомных реакторов и электронных
машин.
Антисемитизм никогда не является целью, антисемитизм всегда лишь
средство, он мерило противоречий, не имеющих выхода.
Антисемитизм есть зеркало собственных недостатков отдельных людей,
общественных устройств и государственных систем. Скажи мне, в чем ты
обвиняешь евреев, и я скажу, в чем ты сам виноват.
Ненависть к отечественному крепостному праву, даже в сознании борца за
свободу, шлиссельбургского арестанта, крестьянина Олейничука, выражалась
как ненависть к ляхам и жидам. И даже гениальный Достоевский увидел жида
ростовщика там, где должен был различить безжалостные глаза русского
подрядчика, крепостника и заводчика.
Национал-социализм, одарив вымышленное им мировое еврейство чертами
расизма, жаждой власти над миром, космополитическим безразличием к
немецкой родине, навязал евреям свои собственные черты. Но это лишь одна
из сторон антисемитизма.
Антисемитизм есть выражение бездарности, неспособности победить в
равноправной жизненной борьбе, всюду - в науке, в торговле, в ремесле, в
живописи. Антисемитизм - мера человеческой бездарности. Государства ищут
объяснения своей неудачливости в происках мирового еврейства. Но это одна
из сторон антисемитизма.
Антисемитизм есть выражение несознательности народных масс, неспособных
разобраться в причинах своих бедствий и страданий. В евреях, а не в
государственном и общественном устройстве видят невежественные люди
причины своих бедствий. Но и это массовое проявление антисемитизма - одна
из сторон его.
Антисемитизм - мерило религиозных предрассудков, тлеющих в низах
общества. Но и это лишь одна из сторон антисемитизма.
Отвращение к внешности еврея, его речи, к его пище не есть, конечно,
истинная причина физиологического антисемитизма. Ведь человек, с
отвращением говорящий о курчавых волосах еврея, о его жестикуляции,
восхищается черными, курчавыми волосами детей на картинах Мурильо,
безразличен к гортанному говору, жестикуляции армян, дружелюбно
поглядывает на синегубого негра.
Антисемитизм - явление особое в ряду преследований, которым
подвергаются национальные меньшинства. Это явление особое, потому что
историческая судьба евреев складывалась своеобразно, особо.
Подобно тому как тень человека дает представление о его фигуре, так и
антисемитизм дает представление об исторической судьбе и пути евреев.
История еврейства сплелась и соединилась со многими вопросами мировой
политической и религиозной жизни. Это первая особенность еврейского
национального меньшинства. Евреи живут почти во всех странах мира. Такое
необычайно широкое распространение национального меньшинства в обоих
полушариях Земли представляет вторую особенность евреев.
В пору расцвета торгового капитала появились евреи торговцы и
ростовщики. В пору расцвета промышленности многие евреи проявили себя в
технике и промышленности. В атомную эру немало талантливых евреев работает
по атомной физике.
В пору революционной борьбы немало евреев проявили себя как выдающиеся
деятели революции. Они - то национальное меньшинство, которое не
отбрасывается на общественную, географическую периферию, а стремится
проявить себя на направлении главного движения в развитии идеологических и
производительных сил. В этом третья особенность еврейского национального
меньшинства.
Часть еврейского меньшинства ассимилируется, растворяется в коренном
населении страны, а народная, широкая основа еврейства сохраняет
национальное в языке, религии, быте. Антисемитизм сделал своим правилом
изобличать ассимилированную часть еврейства в тайных национальных и
религиозных устремлениях, а органическую часть еврейства, занимающуюся
ремеслами, физическим трудом, делать ответственной за тех, кто участвует в
революции, управлении промышленностью, создании атомных реакторов,
акционерных обществ и банков.
Названные особенности бывают присущи порознь тому или другому
национальному меньшинству, но, кажется, одни лишь евреи объединили в себе
все эти особенности.
Антисемитизм тоже отразил на себе эти особенности, он тоже слился с
главными вопросами мировой политической, экономической, идеологической,
религиозной жизни. В этом зловещая особенность антисемитизма. Пламя его
костров освещает самые ужасные времена истории.
Когда Возрождение вторглось в пустыню католического средневековья, мир
тьмы зажег костры инквизиции. Их огонь осветил не только силу зла, но и
картину гибели его.
В двадцатом веке обреченный гибели старый национальный уклад физически
отсталых и неудачливых государств зажег костры Освенцима, люблинских и
треблинкских крематориев. Их пламя осветило не только краткое фашистское
торжество, это пламя предсказало миру, что фашизм обречен. К антисемитизму
прибегают перед неминуемым свершением судьбы и всемирно-исторические
эпохи, и правительства реакционных, неудачливых государств, и отдельные
люди, стремящиеся выправить свою неудачную жизнь.
Были ли случаи на протяжении двух тысячелетий, когда свобода,
человечность пользовались антисемитизмом как средством своей борьбы? Может
быть, и были, но я не знаю таких.
Бытовой антисемитизм - бескровный антисемитизм. Он свидетельствует, что
в мире существуют завистливые дураки и неудачники.
В демократических странах может возникнуть общественный антисемитизм, -
он проявляется в прессе, представляющей те или иные реакционные группы, в
действиях этих реакционных групп, например, в бойкоте еврейского труда
либо еврейских товаров, в религии и идеологии реакционеров.
В тоталитарных странах, где общество отсутствует, антисемитизм может
быть лишь государственным.
Государственный антисемитизм - свидетельство того, что государство
пытается опереться на дураков, реакционеров, неудачников, на тьму
суеверных и злобу голодных. Такой антисемитизм бывает на первой стадии
дискриминационным, - государство ограничивает евреев в выборе
местожительства, профессии, праве занимать высшие должности, в праве
поступать в учебные заведения и получать научные звания, степени и т.д.
Затем государственный антисемитизм становится истребительным.
В эпохи, когда всемирная реакция вступает в гибельный для себя бой с
силами свободы, антисемитизм становится для нее государственной, партийной
идеей; так случилось в двадцатом веке, в эпоху фашизма.